Тахограф с картой СКЗИ для водителя — что такое блок тахографа с водительской карточкой СКЗИ

Тахограф с картой СКЗИ для водителя

  • Замена блока СКЗИ
    • Процесс замены
  • Тахограф без СКЗИ
  • Активация

Что такое блок СКЗИ в тахографе? Это блок зашифрованного хранилища памяти, которая была получена от удостоверяющего центра под цифровой подписью. Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации.

Информация в блоке СКЗИ тахографа хранится в определенной ячейке памяти прибора, защищена от корректировки, взлома или несанкционированного считывания.

Внешне этот блок похож на небольшую коробку со входом для антенны навигации.

Цифровая подпись действительна 3 года, по истечению этого срока блок СКЗИ нужно будет заменить. Стоит он от 15 до 20 тысяч рублей.

Блок проходит активацию только на определенное транспортное средство. Если тахограф сломался, то блок нельзя будет переставить в другой тахограф, если только у вас имеется специальная лицензия ФСБ. Машина во время поломки тахографа, использоваться не должна.

Возможно ли заменить блок СКЗИ тахографа?

Замена блока СКЗИ тахографа, официально разрешена при следующих ситуациях:

В случае, если тахограф устанавливается первый раз на транспортное средство;

При 3-х летнем использовании блока;

В случае поломки блока СКЗИ;

При продаже, передаче ТС;

И при смене данных регистрации автомобиля или его владельца.

Этапы замены блока СКЗИ тахографа

Блок СКЗИ – это чёрный ящик транспортного средства, на котором шифруется и хранится вся информация о передвижении автомобиля. Поэтому каждые действия связанные с блоком, имеют контроль законодательства. И при обращении в лицензированные организации, для замены блока СКЗИ, ими будут предприняты следующие действия:

Изъятие тахографа и отключение;

Изъятие блока СКЗИ и установка нового;

Активация нового блока СКЗИ.

Можно ли использовать тахограф без СКЗИ

C 1 июля 2016 года приборы без СКЗИ являются недействительными и нарушают законодательство РФ. До 1 января 2018 года тахограф без СКЗИ можно было использовать, если:

производитель авто, установил тахограф до 16 июня 2010 года.

тахограф был установлен в мастерской до 11 марта 2014 года.

Как активировать СКЗИ

Для активации блока СКЗИ, потребуются:

АРМ активации (ПК), если ваша организация пользуется специальной лицензией и вы получили разрешение на эту деятельность по 36 приказу, то 100% у вас есть АРМ.

также у вас должна быть карта мастерской, которая производится по получению оповещения от ФБУ “Росавтотранс”, карта водителя для тахографа СКЗИ в данном случае не подходит;

На руках должна находится информация о транспортном средстве и организации, которая занимается установкой тахографа.

Все процедуры связанные с активацией, нужно оформлять на транспортное средство заказчика, в противном случае может потребоваться лицензия ФСБ.

В первую очередь, нужно вставить в порт USB компьютера – устройство построения доверенного сервиса. После начнётся загрузка, во время которой нужно будет ввести пин-код, выданный поставщиком ПК. По завершению загрузки, запустится АРМ. После нужно вставить карту мастерской в считыватель и ввести пин-код уже от карты. Внимание, водительская карточка для выполнения данной процедуры не используется. Далее откроется окно и нужно нажать на пункт “Новый запрос”, после чего откроется следующий интерфейс, нажмите на “далее, без шаблона” и введите всю информацию о транспортном средстве и организации. Заполнив все формы, нажмите “Вперёд”, но сначала АРМ потребует проверить все данные, после занесёт их на карту. По завершению, во включенный тахограф вставьте карту мастерской. Далее потребуется:

Ввести пин-код, после чего начнётся первый шаг активации СКЗИ, далее карта будет извлечена автоматически;

Взять карту и вставить в считыватель АРМ и нажать “Вперёд”;

Далее появится интерфейс с готовым запросом, который потребуется закрыть.

Все сделанные запросы, находятся в папке “Исходящие”. Сама же программа, проверяет документы на статусы каждые 30 секунд. Каждый запрос прошедший проверку – попадает в папку “Входящие”.

Убедитесь в правильности статуса всех запросов.

Если статус будет – “Готово к записи на карту”, то вставьте карту мастерской (по которой этот запрос и проводился), далее жмите на “Обработать запрос”. По окончанию записи сертификата на карту, достаньте её и вставьте в тахограф. АРМ завершит активацию блока СКЗИ.

Как получить карту водителя для тахографа

Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 указывает, что устройство должно быть установлено на:

  • пассажирском транспорте, у которого, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест;
  • грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • автомобилях, осуществляющих международные перевозки.

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, а также время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые могут возникнуть в случае дорожно-транспортного происшествия.

Кто должен установить тахограф и обеспечить водителей карточками

Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он обычно покупает оборудование, включающее и карты водителей, за свой счет.

Если трудоустроен работник, у которого такое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не имеет право отобрать ее у работника.

Что такое карточка водителя

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью работать с этим прибором, нередко не знают, что такое карта тахографа и для чего нужна карточка водителя. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке. Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку. Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. Согласно «Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую карту необходимо и тогда, когда на старой появился дефект и она работает со сбоями либо изменились персональные данные владельца, а также если пластик был утерян или украден. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Кому нужна карта водителя для тахографа

Не все водители автотранспорта имеют право получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:

  • имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
  • проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
  • старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн и старше 21 года — для пассажирского транспорта. При этом для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.

Какие бывают водительские карты для тахографа

Мало ответить на вопрос, что такое карта водителя, нужно еще знать, что они различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента “О безопасности колесных ТС”, то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.

Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:

  • карта водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
  • предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
  • контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
  • карта мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.

Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо будет предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Где и как оформить карту водителя

Должностные лица, на которых руководитель возлагает обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: как сделать карточку водителя. Способов три:

  1. В офисе сервисного центра или лицензированной организации. С их перечнем можно ознакомиться на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС».
  2. Заказать карту онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте аккредитованной организации, заполнить форму заявки и загрузить отсканированные копии документов.
  3. Обратиться с документами в ближайший МФЦ, расположенный в микрорайоне по месту жительства.

Какие документы необходимы для оформления тахокарты

Для оформления потребуется:

  • заявление работника о выдаче карты (образцы могут различаться от региона к региону, покажем общую форму);
  • копия паспорта;
  • копия водительского удостоверения;
  • справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ);
  • черно-белая фотография 3,5×4,5 см;
  • копия СНИЛС (для СКЗИ);
  • ОГРН работодателя (для СКЗИ).

Образец заявления

На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, а также согласие на обработку персональных данных.

Какова стоимость оформления водительских карточек

Стоимость пластика ЕСТР колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей. Изготовление тахокарты СКЗИ обойдется несколько дешевле — в пределах 2000-3000 рублей. Как показывает практика, сервисные центры и лицензированные организации требуют полной предоплаты. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, расходы на изготовление тахокарт несут работодатели.

Срок изготовления тахокарты

Изготовление пластика чаще всего занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.

Штрафные санкции, предусмотренные в 2019 году

Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ , расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб., для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, — от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб. Кроме того, санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.

Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.

В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.

РАЗЛИЧИЯ ТАХОГРАФОВ «С СКЗИ / БЕЗ СКЗИ»

Основной проблемой является отсутствие каких-либо явных визуальных отличий между тахографами с блоком и без блока СКЗИ. Поэтому для выявления различий и умения определить какой перед Вами тахограф необходимо знать законодательные направления и технические характеристики устрйоств.

Существует 3 типа тахографов, каждый из которых соответствуют определенному законодательству. При этом для каждого типа предназначены свои карты водителя.

  • Европейские тахографы – для внутрироссийских и международных перевозок. Соответствуют требованиям ЕСТР. Все транспортные средства, изготовленные в странах Европы, оборудованы данными моделями. Поддерживают карты ЕСТР.
  • Российские тахографы без блока СКЗИ – для перевозок строго по России. Соответствуют требованиям Постановления Правительства России № 720 от 10.09.2009 или Техническому Регламенту Таможенного Союза 018/2011. Поддерживают карты Тех.Рег. без СКЗИ.
  • Российские тахографы с блоком СКЗИ – для перевозок строго по России. Соответствуют требованиям Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013г. № 36 Поддерживают карты СКЗИ.

Таким образом, из 3-х типов тахографов, один с блоком СКЗИ. Расшифровывается он как Средство Криптографической Защиты информации – это блок памяти, который хранит информацию по работе тахографа в зашифрованном состоянии. Так же он называется «НКМ». Визуально определить оборудован тахограф блоком или нет сложно. Но есть четыре способа в этом убедиться:

Тахограф с СКЗИ имеет в корпусе специальное монтажное отверстие:

При распечатке технических данных наличие номера НКМ:

Тахограф с СКЗИ принимает карты с голограммой:

Так же стоит отметить , что некоторые модели тахографов БЕЗ СКЗИ российского производства, выпускаемые с 2013г., могут иметь монтажное отверстие, т.к. их платы пригодны к доработке блоками СКЗИ. Из этого следует, что необходимо обращать внимание на распечатку и карту водителя.

Дата следующей калибровки через 3 года. Эта еще одна особенность тахографа с СКЗИ, что обусловлено сроком службы криптографического модуля не более 3-х лет. Все остальные тахографы необходимо калибровать раз в 2 года. Чтобы узнать дату следующей калибровку необходимо посмотреть в «калибровочный сертификат», который выдала мастерская после калибровки тахографа.

Чтобы научиться различать тахографы ЕСТР, СКЗИ и БЕЗ СКЗИ, а также определять виды карт водителя, предлагаем ознакомиться с статьёй: Как определить вид карты?

Ссылка на основную публикацию