Кто имеет льготы по земельному налогу

Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения

С 1 января 2022 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2022 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2022 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2022 года — не позднее 1 марта 2022 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2022 года — 30 апреля 2022 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2022 года — 2 августа 2022 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2022 года — 1 ноября 2022 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:

Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:

Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2022 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2022 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2022 года.

Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

READ
Сервис правосудие найти судебный приказ

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2022 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

Читайте также

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Кто имеет льготы по земельному налогу

НК РФ Статья 395. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Пп. 4 п. 1 ст. 395 (в ред. ФЗ от 02.07.2022 N 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2022 года.

4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

READ
Иск о лишении родительских прав в Новосибирске

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) организации – резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ, от 29.11.2022 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 2 – 3 пп. 9 п. 1 ст. 395 применяются в отношении резидентов, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области после 01.01.2022 (ФЗ от 29.11.2022 N 381-ФЗ).

В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент обязан исчислить сумму налога в отношении земельных участков, к которым была применена налоговая льгота, указанная в настоящем подпункте, за весь период применения такой льготы.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2022 N 381-ФЗ)

Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии со статьей 397 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2022 N 381-ФЗ)

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”, – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра “Сколково” и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

12) организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

(п. 12 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 297-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

(пп. 13 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Земельный налог в 2022 году: определение, список льготников и сроки уплаты налога на землю

Земельный налог – обязательный платеж, который даже лица со статусом ИП будут платить в качестве физлиц.

Земельный налог – обязательный платеж, который даже лица со статусом ИП будут платить в качестве физлиц.

Земельный налог: что это такое

Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.

Налог на землю является местным. Его платят зависимо от условий, что приняты в регионе, где этот участок находится. В местном диапазоне рассчитывается ставка, сроки уплаты и льготы.

Уплата земельного налога: актуальная ставка

Земельный налог для физических лиц рассчитывается согласно актуальным ставкам. Они имеют прямую связь с тем, что предлагает муниципальный орган. Когда речь об участке земли, рассматриваемая ставка составляет любой процент, который не больше 0,3%. Но важно, чтобы участки соотносились к одной из рассматриваемых категорий:

  • Являлись сельскохозяйственными землями. То есть, входят в состав зон, что считаются сельскохозяйственными, расположены в населенных пунктах, где многие занимаются сельхоз работами или производством в рассматриваемых направлениях.
  • Заняты жилищным фондом, инженерной инфраструктурой, жилищно-коммунальными комплексами. Причем эти участки могут быть купленными или предоставленными. Важно чтобы они были получены для строительства жилья, а не для коммерческих целей. Если это не так, ставки могут поменяться.
  • Территории, что не используются в предпринимательстве. Например, владельцы используют их для разработки собственного подсобного хозяйства, выращивания садовых или огородных культур.
  • Земель, оборот которых ограничен для обеспечения потребностей обороны и безопасности государства.
READ
Справка для пособия по безработице

Федеральный налог для остальных территорий составляет 1,5%. Могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки, что зависят от категории, куда входит территория, и как она будет использоваться. При этом земельный налог остается без изменений, если налогоплательщик заключил соглашение СЗПК, поощряющее капиталовложения. Тогда ставка для них не меняется, пока действует договоренность. Главное чтобы информация о рассматриваемой договоренности была внесена в базу СЗПК.

Ставка налога на землю для физических и юридических лиц

Налог на землю: кто является плательщиками

Налог на земельный участок должны платить все физлица, при условии, что земля, на которую они платят государству деньги, находится в их владении на следующих основаниях:

    ;
  • По праву пользования (при условии, что оно постоянное и бессрочное);
  • По праву пожизненного владения наследуемого характера.

Они могут иметь свои льготы, но полностью освободиться от налога не получится.

Земельный налог 2022: кто не платит

Федеральный налог предусматривает определенные льготы, согласно которым от обременения будут освобождены следующие территории:

  • Владения, что входят в лесной фонд, считающиеся национальным парком или природным заповедником;
  • Места, где проходит федеральный автобан и другие автодороги;
  • Собственность Вооруженных сил России (в том числе военные суда), а также территории судостроительных компаний и водных фондов;
  • Земли, на которых размещены религиозные общины и культовые сооружения;
  • Места, где расположены многоквартирные сооружения и инвалидные дома.

Любой объект рассматриваемого типа может обойтись без финансовых обременений в виде налога.

Налогообложение земельных участков: налоговая декларация

Если вам нужно получить декларацию 2022 года за 2022 налоговый период, тогда это может быть проблематичным, потому что такие декларации пока не выдаются. Декларацию за земельный налог для юридических лицза 2022 год можно получить, ориентируясь на место регистрации компании. Достаточно обратиться в местный налоговый орган. Там же можно узнать, какие льготы вам полагаются.

Срок уплаты земельного налога: налоговый период

Суть земельного налога в том, чтобы вовремя пополнить казну государства. Сделать это нужно до определенного времени после истечения налогового периода. В данном случае это 1 декабря следующего года после того, как предыдущий налоговый период закончился.

Просроченный земельный налог: чем грозит нарушенный срок уплаты налога

Уплата земельного налога должна проходить в обозначенный срок. Не является исключением земельный налог для юридических лиц. Организация должна платить государству, согласно поставленным требованиям. Если срок уплаты налога нарушен, приходится ждать последствий – взыскания пени. Она начисляется за каждый просроченный день, повышая сумму долга.

Если просрочка появилась по итогам года, за земельный налог придется ещё и штраф платить. Когда ошибка была неумышленной, штраф составит 20% от самого налога, а если предумышленная, тогда придется заплатить 40%. И никакие льготы в этом случае не помогут.

Налог на земельный участок: способы оплаты

Земельный налог можно заплатить в банке, воспользовавшись личным кабинетом. Также можно сделать транзакцию через платформу Госуслуг. База Налоговой инспекции содержит информация о том, начислен налог или нет. Это поможет избежать неприятностей, если средства почему-то не поступят. И совсем не обязательно дожидаться, когда наступит крайний срок начисления.

Земельный налог для юридических лиц: куда его платить

Вне зависимости от того, есть у вас льготы или нет, уплату следует выполнять в налоговом органе, область деятельности которого распространяется на оговариваемый земельный участок. Когда компания располагает несколькими участками в разных уголках страны, платить налог нужно по такому же принципу. То есть, на каждый участок отдельно и по местному тарифу.

Статья 407. Налоговые льготы

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

READ
Физ лицо, право на бесплатную юридическую помощь

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 10.1 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Информация об изменениях:

Подпункт 14 изменен с 1 января 2018 г. – Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, – в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, – на период такого их использования;

Информация об изменениях:

Подпункт 15 изменен с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

15) физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 1 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

1) квартира, часть квартиры или комната;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 2 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 5 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

READ
Как Продать Квартиру Без Приватизации
Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 23 ноября 2022 г. – Федеральный закон от 23 ноября 2022 г. N 374-ФЗ

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

ГАРАНТ:

Лицо, указанное в настоящем пункте, которому по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу

О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу см. письмо ФНС России от 30 ноября 2022 г. N БС-4-21/19653@

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 23 ноября 2022 г. N 374-ФЗ

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Информация об изменениях:

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый формат представления уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, в электронной форме, утвержденный приказом ФНС от 27 мая 2022 г. N ЕД-7-21/352@

О рекомендациях по вопросам обработки уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, см. письмо ФНС России от 30 ноября 2022 г. N БС-4-21/19653@

Земельный налог для организаций в 2022 году

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
READ
Имущественный вычет: как оформить работающим пенсионерам?

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

READ
Что делать, если не выдают необходимое лекарство?

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2022 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2022 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2022 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках. В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2022 № ЕД-7-21/124@ . Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2022 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Льготы пенсионерам по земельному налогу в 2022 году

Федеральные и местные льготы пенсионерам по земельному налогу в 2022 году помогают им существенно сэкономить. За участок какой площади можно вообще не уплачивать земельный налог и что для этого нужно сделать, а также как влияют местные законы на налоговые обязательства пенсионера по земельному налогу, расскажем в нашем материале.

Общая федеральная льгота: за участок какой площади пенсионеры не платят налог на землю

Федеральные льготы пенсионерам по земельному налогу в 2022 году предоставляются вне зависимости от вида пенсии и места нахождения участка в соответствии с подп. 8 п. 5ст. 391 НК РФ. К этой категории льготников относят и военных пенсионеров, за исключением тех, кто уволен при достижении предельного возраста нахождения на военной службе.

Федеральное законодательство позволяет им получить вычет, то есть не платить налог с одного участка земли (на выбор пенсионера-собственника, когда иное не установлено нормативными актами муниципалитетов), если его площадь не превышает 600 кв. м. (6 соток).

При каком виде владения участком предоставляется федеральная налоговая льгота пенсионерам на земельный налог, смотрите на рисунке:

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие категории:

  • коренное население Севера, Сибири, Дальнего Востока;
  • граждане, владеющие участком земли по договору аренды, на праве безмездного (срочного) пользования;
  • владельцы участков земли, являющейся имуществом паевого инвестиционного фонда,

ИФНС не уведомляет об уплате налога тех, кто освобожден от него.

Рассмотрим на примере, как предоставляются льготы пенсионерам по налогу на землю.

Два пенсионера — Котов Р. Р. и Рыков Н. С. — много лет выращивают овощи и фрукты на участке 10 соток. Участок, принадлежащий Рыкову Н. С., они поделили пополам. За предоставленное право использования половины участка Котов Р. Р. рассчитывается с собственником земли частью выращенного урожая.

Как будут уплачивать пенсионеры земельный налог на этот участок в 2022 году? Половина участка по площади меньше 6 соток. Можно ли каждому пенсионеру воспользоваться федеральной земельной льготой?

Платить за участок придется с учетом следующего:

  • обязанность по уплате земельного налога целиком лежит на собственнике участка, и только у него есть право на вычет;
  • тот факт, что реально участок используется двумя пенсионерами, для расчета земельного налога значения не имеет.

Таким образом, в 2022 году собственник земли Рыков Н. С. будет уплачивать земельный налог за 2022 год, рассчитанный исходя из площади участка 4 сотки (10 соток 6 соток).

О планах Правительства РФ по сокращению федеральных льгот мы информировали вас здесь.

Дополнительные налоговые льготы по земле

Дополнительная льгота (вычет, сниженная ставка, высвобождение от уплаты) на земельный налог для пенсионеров в 2022 году в добавление к федеральной может быть предоставлена местными властями. Тогда льготы объединяются и предоставляются вместе, но только в пределах одного конкретного муниципалитета. Как пенсионеру узнать об этом?

READ
Как заставить отца выплатить задолженность по алиментам?

Способы получения нужных сведений перечислены на рисунке:

Как географическое расположение земельного надела, так и статус пенсионера могут оказывать влияние на величину земельного налога, покажем на примерах:

Два друга-пенсионера — Степанов П. А. и Трифонов А. Г. (оба ветераны Великой Отечественной войны) — живут в нескольких километрах друг от друга. Их земельные участки равны по площади, но относятся к разным территориям:

  • земельный надел Степанова П. А. находится на территории Малопургинского района Удмуртской Республики;
  • земля Трифонова А. Г. расположена в границах города Агрыз Республики Татарстан.

Хотя оба участка по площади одинаковые, земельный налог пенсионеры уплачивают по-разному:

  • Степанов П. А. в 2022 году уплачивает земельный налог с учетом федеральной льготы с площади участка 9 соток (15 ― 6). Местных льгот для этой категории пенсионеров дополнительно не установлено.
  • Трифонов А. Г. по своей земле налог в 2022 году не уплачивает — ветераны войны в этой местности освобождены от земельного налога полностью.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, что друзья-пенсионеры не являются ветеранами войны, но оба имеют статус почетных граждан в своих муниципальных районах. В таком случае ситуация с уплатой земельного налога изменится кардинально:

  • Степанов П. А. освобожден от уплаты— такая льгота предусмотрена для почетных граждан Малопургинского района;
  • Трифонову П. А. придется уплачивать земельный налог — в его районе дополнительной льготы для почетных граждан не установлено. Хотя федеральной льготой (в виде вычета на 600 кв. м) он может воспользоваться.

Примеры показывают, что нюансы местного законодательства могут существенно скорректировать налоговые обязательства пенсионеров. Нужно только знать о своих правах на льготу и своевременно заявить об этом в налоговую инспекцию. Как это сделать, расскажем далее.

Пенсионер вправе заявить льготу за 3 предыдущих года. В этом случае ФНС пересчитает сумму налога за все 3 года.

Узнайте, как оформить возврат переплаты за прошлые периоды, в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демодоступ бесплатно.

Как пенсионеру оформить льготу в 2022 году

Для получения льготы по земельному налогу пенсионеру необходимо единожды оформить заявление (форма по КНД 1150063) и отправить его в налоговую инспекцию (п. 10 ст. 396 НК РФ). Так он сообщит контролерам, что вышел на пенсию в соответствии с пенсионным законодательством и имеет право на земельные льготы. Документы, подтверждающие право на льготу (пенсионное удостоверение), прилагать необязательно. Налоговики запросят необходимые сведения в соответствующих органах.

Если пенсионер уже подавал ранее заявление для предоставления льготы по другому налогу, к примеру транспортному, то делать это еще раз не нужно. Сведения о льготнике у ИФНС уже есть, поэтому льготу предоставят на основании имеющихся данных.

Если у пенсионера несколько земельных участков, он вправе выбрать, по какому из них желает получить вычет. В п. 6.1 ст. 391 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок, с помощью которого пенсионер сообщает налоговым органам о своем желании воспользоваться вычетом по конкретному участку:

  • нужно оформить уведомление (форма по КНД 1150038) и
  • отправить его налоговикам до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого по земельному наделу применяется вычет.

Если пенсионер так и не определился, по какому из имеющихся у него участков он желает получить вычет, контролеры предоставят вычет в отношении земли с максимальной суммой налога.

Если у пенсионера только один земельный участок или для него не имеет значения, по какому из участков будет применен вычет, уведомлять налоговые органы он не обязан (письмо ФНС России от 17.01.2018 № БС-4-21/640@).

Как рассчитывается земельный налог, если участком владели меньше года и его кадастровая стоимость изменялась, узнайте из этого материала.

Итоги

При выходе на пенсию у граждан есть возможность снизить свои обязательства по уплате земельного налога. О праве на льготу им нужно единожды сообщить в налоговый орган, подав заявление. Благодаря федеральной льготе за участки площадью 6 соток и менее пенсионеры налог платить не обязаны. Если земельный надел превышает этот предел, налог уплачивается с оставшейся площади. Муниципальные власти вправе своими нормативными актами устанавливать дополнительные налоговые преференции по земле.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

READ
Перерасчет пенсий: кому и на сколько повысят выплаты

Земельный налог для юридических лиц

Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу с отчетности за 2022 год, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

Ставка земельного налога для юридических лиц

Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

Свою ставку налога можно узнать на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Срок уплаты земельного налога

Таблица «Сроки уплаты земельного налога юрлицами»

В сроки, установленные местными властями (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — власти этих регионов). Информация о сроках на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

Срок уплаты земельного налога за год не может быть раньше 1 февраля следующего года;

— по авансовым платежам по итогам I, II и III кварталов — не позже последнего числа следующего за отчетным периодом месяца.

Для организаций, включенных на 01.03.2022 в реестр субъектов МСП и занятых в пострадавших от пандемии сферах деятельности, сроки оплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2022 год продлены. Местные власти и города федерального значения также могут продлить сроки оплаты авансовых платежей в связи с эпидемией. Для указанной категории юрлиц:

— авансовые платежи за I квартал 2022 года продлены до 30.10.2020. Если организация — субъект МСП работает в отрасли из дополнительного перечня, указанного в п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.11.2022 № 1791, то срок уплаты продлевается до 30.12.2022 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.11.2022 № 1791);

— авансовые платежи за II квартал 2022 года продлены до 30.12.2020. Ряду организаций, согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2022 № 172-ФЗ, предоставлена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты авансового платежа за II квартал.

Для авансовых платежей, срок уплаты которых продлен, предоставлена годичная рассрочка

Пункт 2 ст. 387, п. 1 ст. 397 НК РФ

Пункт 3 ст. 398 НК РФ

Подпункты «а», «г» п. 1, п. 1 (1) Постановления Правительства РФ от 02.04.2022 № 409,

Постановление Правительства РФ от 07.11.2022 № 1791

Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты налога

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты авансовых платежей

Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Кем проводится исчисление земельного налога

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ исчисление земельного налога производится организациями самостоятельно. По окончании года ИФНС пришлет налогоплательщику сообщение об исчисленной ею сумме налога. Если компания не согласна с расчетом ИФНС, необходимо подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Об участках, на которые расчет налога не поступит, нужно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.02.2022 № ЕД-7-21/124@ (ст. 1 закона № 325-ФЗ), и копии документов, подтверждающих право на земельный участок. Сообщение нужно подать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет земельного налога вручную

Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

  • по каждому земельному участку;
  • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

  • у организации есть льготы;
  • срок владения участком составлял не весь год;
  • участок предназначен для жилищного строительства.

Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом

Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

  • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
  • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

Узнать, следует ли организации оплатить авансовые платежи по земельному участку, можно на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

READ
Перерасчет пенсий: кому и на сколько повысят выплаты

Что делать в случае переплаты по земельному налогу

Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

Зачет переплаты по налогу производится:

  • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
  • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.

Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2022 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

Таким образом, с 01.10.2022 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

В связи с упразднением с 01.10.2022 абзаца 2 п. 6 ст. 78 НК РФ перед возвратом переплаты необходимо погасить имеющуюся задолженность по любым налогам, а не только по налогам «соответствующего вида», как этого требовало законодательство ранее. Таким образом, перед подачей заявления нужно убедиться в отсутствие задолженности по всем видам налогов.

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, сначала нужно сдать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подать заявление о возврате или зачете.

Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ, на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

Льготы по налогу для юридических лиц

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.

В 2022 году из-за пандемии коронавируса введена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты земельного налога за II квартал 2022 года. Льгота установлена пунктом 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2022 № 172. Она распространяется на довольно узкий круг плательщиков:

  • на организации, включенные в реестр МСП и занятые в наиболее пострадавших от пандемии отраслях по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2022 № 434;
  • включенные в реестр социально ориентированные НКО, являющиеся с 2017 года получателями президентских грантов по развитию гражданского общества, грантов и субсидий, предоставляемых в рамках программ, реализуемых исполнительной властью федерального, регионального и местного уровней, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики соцуслуг;
  • централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также учрежденные ими социально ориентированные НКО;
  • включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии.

Эта федеральная льгота действует лишь в отношении тех участков, которые используются организациями в предпринимательской или уставной деятельности.

Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • освобождения от уплаты налога;
  • пониженных ставок;
  • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
  • необлагаемой доли площади участка;
  • не облагаемой налогом суммы.

Узнать, установлена ли местная льгота для участка, можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

В связи с отменой деклараций по земельному налогу, о наличии льготы по налогу за 2022 год инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Коды льгот для составления заявления нужно взять из приложения 2 данного приказа.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Ссылка на основную публикацию